НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ЦЕНТР
ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«Эра доминирования очного образования закончена»: исследователи доказали эффективность онлайн-обучения

16.03.2018

     Проект «Исследование новых форм организации образовательного процесса с использованием открытых онлайн-курсов» был реализован Высшей школой экономики совместно с Уральским федеральным университетом по заказу Министерства образования и науки. В рамках проекта было проведено первое экспериментальное исследование, посвящённое изучению эффективности массовых открытых онлайн-курсов как альтернативы традиционным университетским формам.


     Студентам трёх региональных вузов, обучающимся по направлениям «машиностроение» и «строительство», было предложено изучить два обязательных курса в разных форматах. Участников исследования случайным образом разделили на три группы: первая проходила обучение в традиционном формате, вторая смотрела лекции онлайн и приходила на очные семинары, третья осваивала весь курс онлайн, общаясь с преподавателями только на форуме.


     Предварительно все студенты прошли тест на знания, а также психологические тесты. В частности, определялся уровень прокрастинации участников, учебной мотивации и саморегуляции. Тесты помогли добиться того, чтобы состав трёх групп не отличался значительно по полученным баллам ЕГЭ, предыдущему опыту прохождения онлайн-курсов, а также полу и возрасту.

     Студенты двух вузов слушали курс «Инженерная механика», студенты третьего — курс «Технология конструкционных материалов». Они были разработаны преподавателями УрФУ в рамках ФГОС по выбранным направлениям подготовки.


     После завершения курса студенты всех трёх групп сдавали один и тот же экзамен. Результаты показали, что формат обучения не влияет на уровень освоения дисциплины, также не зафиксированы различия в субъективной оценке студентами своих знаний по курсу в зависимости от способа освоения материала.


«Массовая, доступная альтернатива»


     По мнению редактора международного рейтинга вузов Round University Ranking Олега Соловьёва, результаты исследований говорят об окончании «эры господства очного образования».


     «Результаты могут показаться удивительными апологетам как онлайн-, так и традиционного очного образования. С одной стороны, получается, что MOOК-курсы, которые вот-вот должны произвести революцию и дать образование уровня Гарварда и MIT миллиарду человек, не являются новым витком развития человечества. С другой стороны, эра господства очного образования явно закончена, хотя бы потому, что появилась массовая, доступная альтернатива, которая по эффективности как минимум сопоставима с очным образованием», — считает Соловьёв.


     «Безусловно, онлайн-образование даёт колоссальные возможности. Человек в любой точке мира может слушать лекции лучших специалистов, задавать вопросы, общаться с единомышленниками», — говорит директор LEGO Education в России и СНГ Ольга Ломбас.


Екатерина Сахарова


RT на русском


Читать полностью





Возврат к списку


Связаться с нами
+7 (495) 369-09-35
Время работы с 10.00 до 18.00
+7 (495) 369-09-35