НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ЦЕНТР
ЭЛЕКТРОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЧЕМУЧКАМ НАВСТРЕЧУ. ОБРАЗОВАНИЕ ВЫХОДИТ ЗА ГРАНИЦЫ ШКОЛ И ВУЗОВ

11.05.2018
       Чему и как учить современных школьников и студентов? Какими знаниями, навыками и компетенциями они должны обладать по окончании обучения? Как утверждают авторы электронного издания “Образование для сложного общества”, чтобы соответствовать запросам своего времени, мировые образовательные системы в ближайшие десятилетия должны измениться. Корпорация “Российский учебник” совместно с российской международной инициативой Global Education Futures (“Глобальное будущее образования”) и инновационной компанией Global Venture Alliance (“Глобальный венчурный альянс”) опубликовали документ, объединяющий две работы: аналитический доклад “Образовательные экосистемы для общественной трансформации” группы авторов во главе с профессором Московской школы управления “Сколково” и основателем Global Education Futures Павлом Лукшей, а также обзор, подготовленный на основе выступлений участников форума Global Education Leaders’ Partnership (“Партнерство лидеров глобального образования”), состоявшегося осенью прошлого года в Москве. 

       В основе публикации - идея о том, что важнейшим фактором развития образования станут стремительные изменения во всех сферах жизни человека и учащихся нужно готовить к преодолению этой “глобальной турбулентности”, нестабильности. Образование “должно совершить переход от передачи знания” к “пониманию возможностей”, говорится в докладе. Оно должно фокусироваться на ученике как на “сложном человеке для сложного общества”: на его мотивации, пристрастиях, возможности определять жизненное развитие и траекторию обучения на протяжении всей жизни. Будущее - за “почемучками”. И для них не меньшую значимость, чем классические профессиональные знания и компетенции, играют универсальные знания: умение работать в коллективе, стрессоустойчивость, креативность, способность понимать и предвидеть будущее, готовность учиться в течение всей жизни. 


       Вопрос, зачем учиться, станет актуальнее вопроса, чему учиться, и основным результатом образовательной деятельности должны быть личная осознанность ученика, его способность в условиях информационной перегрузки выявлять главное, наиболее значимое для развития. Ответственность за действия в аудитории и за ее пределами полностью ляжет на ученика как человека, реализующего свой выбор, активно достигающего поставленных целей. Педагог будет лишь наставником и помощником в формировании мотиваций. 


       Основная обучающая роль сместится с организаций образования (школ, вузов) на так называемые образовательные экосистемы - множество взаимосвязанных пространств, которые смогут отвечать индивидуальным учебным запросам студентов и школьников, предоставив им возможность решать реальные задачи, связанные с потребностями городов и сообществ. Ведущую роль в формировании таких экосистем сыграют университеты, которые уже сейчас интегрируют процессы познания и создания инноваций. В эти системы будут вовлечены сообщества родителей, частные инвесторы, социальные предприниматели и потенциальные работодатели. Опыт, исследование, проект, игра станут ключевыми в процессе обучения. 

       

       На то, каким станет человек будущего, могут влиять и представители бизнеса. Чего же они ждут от молодых специалистов? По мнению гендиректора Российской венчурной компании Александра Повалко, современное образование, особенно школьное, ломает творческое мышление молодежи, “заставляет учеников следовать жестким регламентам, делая их пассивными исполнителями и получателями информации”. Это неприемлемо для предпринимателей и технологических инноваторов, востребованных экономикой. 


       Первый вице-президент Сбербанка Юлия Чупина отметила, что будущее - за командной работой, поэтому людям нужно преодолевать индивидуализм, настраиваться на совместную деятельность и развивать навыки сотрудничества друг с другом. А директор направления Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков в числе вызовов современности назвал, к примеру, необходимость “научиться разучиваться”: “Многие практики и привычки общества не просто бесполезны, они токсичны для цифрового будущего. Как намеренно избавиться от таких компетенций?”


Елена МОРГУНОВА

Газета "Поиск"


Читать полностью







Возврат к списку


Связаться с нами
+7 (495) 369-09-35
Время работы с 10.00 до 18.00
+7 (495) 369-09-35